Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Южной Азии – Новый Полюс Роста
- Введение: новый вектор торгового сотрудничества
- Индия — стратегический партнёр России в Южной Азии
- Пакистан: растущее взаимодействие с логистическими и финансовыми вызовами
- Бангладеш: быстрорастущая экономика и долговые обязательства перед РФ
Введение: новый вектор торгового сотрудничества
Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Южной Азии — в первую очередь с Индией, Пакистаном и Бангладеш — находится на этапе активного роста. Это закономерное следствие глобальных процессов перенаправления торговых потоков с Запада на Восток и Юг. Одним из ключевых факторов расширения товарооборота выступает улучшающаяся транспортная доступность между Российской Федерацией и странами региона.
Индия — стратегический партнёр России в Южной Азии
Безусловным лидером в Южной Азии остаётся Индия, которая по итогам 2024 года заняла второе место среди внешнеторговых партнёров России по объёму товарооборота (в 2025 году этот статус, по ожиданиям, сохранится). После завершения Российско-индийского делового форума 4–5 декабря 2024 года среди множества заявлений особое внимание привлекло не только стремление довести взаимный товарооборот до 100 млрд долларов к 2030 году, но и акцент на формирование более сбалансированной структуры обмена, в том числе за счёт увеличения российского импорта из Индии.
Основные категории индийского экспорта в Россию включают:
- сельскохозяйственную продукцию и продовольствие,
- фармацевтические препараты и химическую продукцию,
- комплектующие для промышленного оборудования и транспортных средств,
- телекоммуникационное оборудование и другие высокотехнологичные товары.
Для обеспечения роста объёмов поставок из Индии уже сейчас задействованы разнообразные транспортные коридоры:
- Авиаперевозки — как прямые (включая грузовые рейсы), так и транзитные, обеспечивающие гибкие и оперативные логистические решения.
- Морские перевозки — позволяют доставлять грузы в порты как на западе, так и на востоке России.
- Мультимодальный маршрут «Север–Юг» — предлагает ускоренную альтернативу для крупнотоннажных и контейнерных грузов.
Пакистан: растущее взаимодействие с логистическими и финансовыми вызовами
С Пакистаном также наблюдается уверенный рост торгово-экономического взаимодействия. Однако производственный потенциал страны значительно скромнее: основной экспорт Пакистана в Россию составляют сельскохозяйственная продукция и товары лёгкой промышленности. Транспортная доступность ограничена: прямого авиасообщения нет, морские грузы доставляются преимущественно в порт Владивостока.
Особую сложность представляет финансовая составляющая: пакистанские поставщики зачастую не могут напрямую получать оплату из России из-за ограничений национальной банковской системы, поэтому платежи проходят через дружественные юрисдикции. В таких условиях важно заранее согласовывать с поставщиками и их банками возможность указания России в качестве конечной страны назначения при оформлении документов. После акцепта платежа банки крайне неохотно идут на изменение пункта доставки, что создаёт дополнительные риски и задержки.
Бангладеш: быстрорастущая экономика и долговые обязательства перед РФ
Бангладеш, обладающая одной из самых динамично растущих экономик мира, одновременно является крупнейшим заёмщиком России: совокупный долг страны перед РФ составляет 7,84 млрд долларов. Этот фактор объясняет доминирование российского экспорта в двустороннем товарообороте.

Несмотря на ограниченную прямую транспортную доступность, географическая близость к ключевым транзитным хабам — таким как Гонконг и Дубай — а также наличие морского сообщения с Владивостоком открывают реальные возможности для масштабного сотрудничества. Особенно перспективным выглядит российский импорт готовой одежды и текстильной продукции из Бангладеш.
Об авторе:
![]() |
Никита Юрченко — Руководитель отдела логистики АйКастомс |
Моё мнение:
Переориентация российской внешней торговли на Южную Азию — не тактическая реакция, а стратегический тренд. Особенно важно, что сотрудничество с Индией становится не только объёмным, но и структурно сбалансированным, тогда как с Пакистаном и Бангладеш открываются нишевые, но устойчивые направления: от текстиля до агропродукции. Успех будет зависеть от решения финансово-логистических барьеров уже на этапе контрактации
Тут подробнее о таможенном оформлении одежды, обуви, текстиля и аксессуаров.

Логистика и таможенное оформление под ключ!
Отправить запросБлог АйКастомс
-
Эксперты АйКастомс — в фокусе радио Бизнес ФМ: как импортерам перейти на легальные схемы без потерь -
Внимание импортёрам: с 2026 года при ввозе электроники в РФ появится технологический сбор






