Написать в WhatsApp


Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Южной Азии – Новый Полюс Роста

Введение: новый вектор торгового сотрудничества

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Южной Азии — в первую очередь с Индией, Пакистаном и Бангладеш — находится на этапе активного роста. Это закономерное следствие глобальных процессов перенаправления торговых потоков с Запада на Восток и Юг. Одним из ключевых факторов расширения товарооборота выступает улучшающаяся транспортная доступность между Российской Федерацией и странами региона.

Индия — стратегический партнёр России в Южной Азии

Безусловным лидером в Южной Азии остаётся Индия, которая по итогам 2024 года заняла второе место среди внешнеторговых партнёров России по объёму товарооборота (в 2025 году этот статус, по ожиданиям, сохранится). После завершения Российско-индийского делового форума 4–5 декабря 2024 года среди множества заявлений особое внимание привлекло не только стремление довести взаимный товарооборот до 100 млрд долларов к 2030 году, но и акцент на формирование более сбалансированной структуры обмена, в том числе за счёт увеличения российского импорта из Индии.

Основные категории индийского экспорта в Россию включают:

  • сельскохозяйственную продукцию и продовольствие,
  • фармацевтические препараты и химическую продукцию,
  • комплектующие для промышленного оборудования и транспортных средств,
  • телекоммуникационное оборудование и другие высокотехнологичные товары.

Для обеспечения роста объёмов поставок из Индии уже сейчас задействованы разнообразные транспортные коридоры:

  • Авиаперевозки — как прямые (включая грузовые рейсы), так и транзитные, обеспечивающие гибкие и оперативные логистические решения.
  • Морские перевозки — позволяют доставлять грузы в порты как на западе, так и на востоке России.
  • Мультимодальный маршрут «Север–Юг» — предлагает ускоренную альтернативу для крупнотоннажных и контейнерных грузов.

Пакистан: растущее взаимодействие с логистическими и финансовыми вызовами

С Пакистаном также наблюдается уверенный рост торгово-экономического взаимодействия. Однако производственный потенциал страны значительно скромнее: основной экспорт Пакистана в Россию составляют сельскохозяйственная продукция и товары лёгкой промышленности. Транспортная доступность ограничена: прямого авиасообщения нет, морские грузы доставляются преимущественно в порт Владивостока.

Особую сложность представляет финансовая составляющая: пакистанские поставщики зачастую не могут напрямую получать оплату из России из-за ограничений национальной банковской системы, поэтому платежи проходят через дружественные юрисдикции. В таких условиях важно заранее согласовывать с поставщиками и их банками возможность указания России в качестве конечной страны назначения при оформлении документов. После акцепта платежа банки крайне неохотно идут на изменение пункта доставки, что создаёт дополнительные риски и задержки.

Бангладеш: быстрорастущая экономика и долговые обязательства перед РФ

Бангладеш, обладающая одной из самых динамично растущих экономик мира, одновременно является крупнейшим заёмщиком России: совокупный долг страны перед РФ составляет 7,84 млрд долларов. Этот фактор объясняет доминирование российского экспорта в двустороннем товарообороте.

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами Южной Азии – Новый Полюс Роста

Несмотря на ограниченную прямую транспортную доступность, географическая близость к ключевым транзитным хабам — таким как Гонконг и Дубай — а также наличие морского сообщения с Владивостоком открывают реальные возможности для масштабного сотрудничества. Особенно перспективным выглядит российский импорт готовой одежды и текстильной продукции из Бангладеш.


Подать заявку на консультацию

 

Об авторе:

Руководитель отдела логистики АйКастомс, Никита Юрченко Никита Юрченко — Руководитель отдела логистики АйКастомс


Моё мнение:

Переориентация российской внешней торговли на Южную Азию — не тактическая реакция, а стратегический тренд. Особенно важно, что сотрудничество с Индией становится не только объёмным, но и структурно сбалансированным, тогда как с Пакистаном и Бангладеш открываются нишевые, но устойчивые направления: от текстиля до агропродукции. Успех будет зависеть от решения финансово-логистических барьеров уже на этапе контрактации

Тут подробнее о таможенном оформлении одежды, обуви, текстиля и аксессуаров.

 






Больше новостей в Telegram «АйКастомс»


Логистика и таможенное оформление


Подробнее о сервисе


АйКастомс в цифрах на графике
  • 455510 Товарных позиций прошли ТО
  • 18768 Заказов обработано
  • 1202 Клиента
  • 53 Специалиста
455510 Товарных позиций прошли ТО
18768 Заказов обработано
1202 Клиента
53 Специалиста
* данные за 2024 год   +12% к 2023 году

Установите наше приложение iOS или Android
Удобный личный кабинет в вашем телефоне