Написать в WhatsApp


Практика по включению агентских расходов

За последние несколько лет осуществление трансграничных переводов сильно усложнилось. Все чаще появляются сообщения об отказе иностранных банков принимать международные платежи из России. Вследствие этого участникам ВЭД приходится прибегать к услугам платежных агентов. В связи с чем стал актуальным вопрос о необходимости включения расходов на услуги агентов в таможенную стоимость.

Основными документами, дающими ответ на данный вопрос, являются:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС, ст.39, 40.
  • Решение Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1)».
  • Решение Коллегии ЕЭК от 15.07.2014 № 112 «Об утверждении положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

Для принятия решения о включении/невключении расходов на услуги платежных агентов необходимо обратиться к нормативным актам и проанализировать их:

  1. п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена фактически уплаченная (далее – «ЦФУ») при продаже товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС при выполнении условий, указанных в данном пункте.
    П.3 этой же статьи дополняет, что ЦФУ представляет собой общую сумму всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
  2. Согласно пп а) п.1, ч.1, ст. 40 ТК ЕАЭС одним из дополнительных начислений к ЦФУ является вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров.
  3. В п. 5.2. РК ЕЭК от 20.12.2012 № 283 говорится, что расходы (за исключением расходов, которые в соответствии со статьей 5 Соглашения добавляются к ЦФУ), обусловленные действиями, предпринятыми покупателем за свой счет, если такие расходы не влияют на установление продавцом цены на товары, не рассматриваются в качестве косвенных платежей даже в случае, когда эти действия соответствуют интересам продавца, и не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
  4. РК ЕЭК от 15.07.2014 № 112 разъяснеет следующее:
    • Для решения вопроса о необходимости добавления вознаграждения посредникам (агентам) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, необходимо исходить из существа отношений сторон договора (т.е. понимать в интересах продавца или покупателя действует агент (посредник);
    • Вознаграждение за закупку, уплачиваемое покупателем своему посреднику (агенту) по закупке за оказываемые услуги, не подлежит добавлению к ЦФУ при определении таможенной стоимости. Это связано с тем, что оплата такого вознаграждения не является и не может являться затратами продавца и, соответственно, не может включаться продавцом в указанную цену.
    • Посредник (агент) по закупке, действуя в интересах покупателя, оказывает ему услуги по поиску продавцов товаров. Также посредником (агентом) по закупке могут быть оказаны такие услуги, как формирование заказа на поставку товаров и представление его продавцу, получение образцов товаров и представление их покупателю, содействие покупателю в ведении переговоров о закупке товаров на выгодных для покупателя условиях и по выгодным ценам, представление интересов покупателя при заключении внешнеэкономического договора (контракта) и др.
    • В случае если вознаграждение посреднику (агенту) по продаже, действующему в интересах продавца, не включено продавцом в цену товаров и оплачивается покупателем либо продавцу на основании счета, выставленного продавцом отдельно от счета на оплату товаров, либо непосредственно посреднику (агенту) по продаже, то at при определении таможенной стоимости ввозимых товаров данное вознаграждение должно быть добавлено к ЦФУ.

Из этих документов можно сделать вводы, что в случае, если платёжный агент действует в интересах покупателя, то расходы на его услуги не подлежат включению в таможенную стоимость.

Этой же позиции придерживается Министерство финансов РФ (орган исполнительной власти, координирующий деятельность ФТС). После многочисленных обращений участников ВЭД, Минфин России направил письмо в ФТС N 27-01-21/106988 от 1 ноября 2024 г.

 

Практика по включению агентских расходов


Основная идея письма:

Если ввозимые товары могут быть приобретены независимо от использования услуг платежного агента и Продавец товаров не обязывает Покупателя заключать дополнительные договоры с платежными агентами, т.е. заключение таких договоров осуществляется исключительно по инициативе Покупателя товаров, то основания для включения расходов в состав ТС отсутствуют.

Таким образом, исходя из письма, появляется еще одно условие не включения расходов: товары могут быть приобретены независимо от использования услуг платежного агента.

И как будто Письмо Минфина окончательно расставило все точки над «і». Но таможенные органы, в большинстве случаев, все же настаивают, на том, чтобы агентские расходы, в независимости от их природы, включались в таможенную стоимость, на основании того, что вознаграждение за услугу только по переводу денежных средств Продавцу не является «вознаграждением за закупку», о котором говорится в ст. 40 ТК ЕАЭС и РК ЕЭК № 112 от 15.07.2014. Несмотря на то, что перечень действий агента по закупке в Решении не является исчерпывающим.

Такая же неоднозначная позиция по данному вопросу и у судов. Так, Арбитражный суд Московской области в деле № А41-69680/2024 от 19 декабря 2024 года поддержал Шереметьевскую таможню, обязав ООО «НАГ», включить агентские расходы в ТС, однако Десятый арбитражный апелляционный суд отменил данное решение, поддержав участника ВЭД. На момент написания статьи Шереметьевская таможня подала кассационную жалобу в Арбитражный суд Московского округа. Заседание состоится 17 июля. Будем следить за развитием событий.

Как видно, вопрос о необходимости включения расходов на услуги агентов в таможенную стоимость неоднозначен. Подобная практика продлится до тех пор, пока не будут внесены советующие изменения в законодательные акты таможенного регулирования.






Больше новостей в Telegram «АйКастомс»


Логистика и таможенное оформление


Подробнее о сервисе


АйКастомс в цифрах на графике
  • 455510 Товарных позиций прошли ТО
  • 18768 Заказов обработано
  • 1202 Клиента
  • 53 Специалиста
455510 Товарных позиций прошли ТО
18768 Заказов обработано
1202 Клиента
53 Специалиста
* данные за 2024 год   +12% к 2023 году

Установите наше приложение iOS или Android
Удобный личный кабинет в вашем телефоне