Написать в WhatsApp


Атаки хуситов подрывают амбиции Саудовской Аравии в портах Красного моря

В результате атак хуситов в прошлом году объем контейнерных перевозок в порту короля Абдаллы сократился на 70 процентов.

Саудовская Аравия вложила миллиарды долларов в порты на Красном море в рамках своих усилий по диверсификации экономики и снижению зависимости от энергоресурсов, но морские атаки хуситов нанесли удар по этим планам.

Согласно данным, предоставленным компанией Марин Трафик, занимающейся отслеживанием судов и морской аналитикой, движение контейнеровозов в порту короля Абдаллы в Саудовской Аравии сократилось почти на 70 процентов: с 188 заходов судов в 2023 году до 59 в 2024 году. В этом году наблюдается лишь небольшой рост: на сегодняшний день в порт прибыло 51 контейнеровоза.

Когда порт короля Абдаллы открылся в 2014 году, у него было две цели.

Королевство считало, что порт удачно расположен на торговых путях Красного моря, чтобы получать прибыль от перегрузки, когда товары выгружаются с больших судов и перегружаются на более мелкие для окончательной доставки.

Саудовская Аравия также хочет, чтобы порт служил точкой входа и выхода для ее экономического города короля Абдаллы, куда она пытается привлечь иностранные компании для открытия заводов.

Резкое снижение грузооборота в основном отражает падение объемов перевалки грузов, поскольку международные судоходные компании избегают Красного моря в связи с нападениями хуситов, сообщили два руководителя портов в регионе.

«Дела в порту короля Абдаллы идут настолько плохо, что владельцы не смогли бы продать контейнерный терминал, даже если бы захотели», — сказал один из руководителей портов в регионе.

Порт принадлежит компании, связанной с эмиратским застройщиком Эмаар и Хута Марин Воркс. В 2021 году Государственный инвестиционный фонд (ГИФ) королевства приобрел 25-процентную долю в Эмаар.

Исламский порт Джидды в Саудовской Аравии также зафиксировал падение грузооборота, которое два руководителя порта объяснили нападениями хуситов, хотя их влияние было гораздо меньше, чем в порту имени короля Абдаллы.

Согласно данным Марин Траффик, грузооборот контейнеровозов в порту сократился на 14 процентов: с 400 судов в 2023 году до 344 в 2024 году. 

Руководители говорят, что бизнес в исламском порту Джидды держится лучше, потому что он является основным воротами в западную часть королевства для импорта, а не для перегрузки.

Но руководители говорят, что контейнеровозы, избегающие побережья Красного моря Саудовской Аравии, особенно те, которые прибывают из Азии, вместо этого заходят в порт короля Абдул-Азиза в Даммаме на восточном побережье Саудовской Аравии.

«Автомобили BYD, предназначенные для Саудовской Аравии, отправляются в Даммам. А не в порты Красного моря. Так безопаснее», — сказал один из руководителей, имея в виду китайского производителя электромобилей, который завоевывает долю рынка в Персидском заливе.

Атаки хуситов подрывают амбиции Саудовской Аравии в портах Красного моря

В ноябре 2023 года хуситы начали нападать на суда в Красном море, мотивируя это солидарностью с осажденными палестинцами в секторе Газа.

Египет понес основной экономический ущерб от атак хуситов. Суэцкий канал является важным источником валютных поступлений для испытывающего финансовые затруднения правительства в Каире. Трафик сократился, поскольку суда, осуществляющие торговлю между Азией и Европой, меняют маршрут, обходя африканский мыс Доброй Надежды, чтобы избежать встречи с хуситами.

Побережье Красного моря в Саудовской Аравии

Перестройка портового бизнеса Саудовской Аравии подчеркивает, как атаки хуситов оказывают воздействие и на Эр-Рияд.

Видение 2030 года наследного принца Мухаммеда бен Салмана направлено на снижение зависимости страны от энергоресурсов за счет развития туризма и производства. План имеет географическую составляющую, которая предполагает сосредоточение нефтезависимой экономики Саудовской Аравии на побережье Красного моря, как для роскошных отелей, так и для заводов. 

«Красное море является наиболее важным аспектом плана «Видение 2030» по развитию нереализованного потенциала, особенно не связанного с нефтью и газом», — сказал Роберт Могиельницки, постоянный научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива.

«С точки зрения преобразований в масштабах всей страны, побережье Красного моря имеет чрезвычайно важное значение», — сказал он.

Что касается портов, то стремление Саудовской Аравии стать новым торговым центром на Красном море столкнулось с препятствиями в виде избыточных мощностей.

В последние годы страна присоединилась к ОАЭ и Египту в буме строительства портов, надеясь легко заработать на перевалке грузов. Руководители компаний говорят, что объемов торговли просто не хватает, чтобы оправдать инфраструктуру. 

Еще более серьезной проблемой для Саудовской Аравии является сокращение таких проектов, как Neom, на фоне слабого интереса иностранных инвесторов и снижения цен на нефть.

Еще одним раздражителем стали атаки хуситов.

Хуситы прекратили атаки на суда в январе, когда в ходе войны в Газе действовало кратковременное перемирие между ХАМАС и Израилем. В марте Израиль в одностороннем порядке отказался от перемирия, и йеменская группировка начала обстреливать Израиль ракетами, хотя и воздерживалась от нападений на морские суда.

Однако летом этого года группировка возобновила свои операции, совершив драматическое нападение и потопив два судна, принадлежащих Греции. Судовладельцы, которые зарабатывают больше денег, когда их суда совершают более длительные рейсы вокруг Африки, не спешат возвращаться в Красное море.

Президент США Дональд Трамп в начале этого года начал широкомасштабную кампанию бомбардировок против хуситов. Саудовская Аравия лоббировала чтобы он прекратил атаки перед своим визитом в Персидский залив в мае.

Во время визита в Вашингтон, округ Колумбия, в начале этого лета делегация египетской разведки сообщила своим американским коллегам, что единственный способ остановить атаки хуситов — это достичь перемирия в Газе.


Расчитать доставку морем





Больше новостей в Telegram «АйКастомс»


Логистика и таможенное оформление


Подробнее о сервисе


АйКастомс в цифрах на графике
  • 455510 Товарных позиций прошли ТО
  • 18768 Заказов обработано
  • 1202 Клиента
  • 53 Специалиста
455510 Товарных позиций прошли ТО
18768 Заказов обработано
1202 Клиента
53 Специалиста
* данные за 2024 год   +12% к 2023 году

Установите наше приложение iOS или Android
Удобный личный кабинет в вашем телефоне